Помощь заикающимся детям

ЗаиканиеЗаикание – один из недугов, приносящий страдания и детям, и их родителям.

Заикающимся детям приходится часто испытывать дискомфорт в общении с другими людьми, стесняется устно отвечать на уроках, посещать кружки и секции. Другие дети передразнивают его, насмехаются, дают обидные прозвища. От этого маленький человек замыкается в себе, становится нелюдимым и одиноким, а иногда обиженным на весь мир и озлобленным. И тогда возникает конфликт со всем обществом, ведущий к агрессии и непослушанию.

Любящие родители сопереживают с ребенком, но часто ничем не могут помочь, так как только специалисты, обследовав малыша, в состоянии поставить правильный диагноз и назначить лечение. Родители должны лишь следить за развитием речевой деятельности ребенка и вовремя обратиться к докторам, а затем выполнять все их рекомендации.

Чаще всего заикание становится заметным, когда ребенок уже начал говорить и строить фразы и предложения. Чем раньше взрослые заметят отклонения в речи ребенка, тем больше шансов будет на коррекцию и выздоровление. Причинами заикания, или логоневроза, могут быть отклонения в работе головного мозга, нервной системы или речевого аппарата.

Психоневрологи диагностируют две основные формы этого недугаПсихоневрологи диагностируют две основные формы этого недуга: невротическую и неврозоподобную.

Невротическая форма возникает при нарушениях в мозговой деятельности и выявляется при исследованиях с помощью магнито-резонансной томографии. Неврозоподобная не зависит от головного мозга, легче корректируется и подвергается лечению.

Родителей должно насторожить, если малыш долго не говорит, многократно повторяет один и тот же слог или отдельный звук, глубоко вдыхает воздух перед произнесением первого слова, запинается. Причинами заикания могут стать стрессовые ситуации: испуг, психологическая травма, родовые травмы, а также болезни матери во время беременности, ушиб головы и сотрясение мозга, инфекционные болезни самого ребенка, наследственные заболевания, борьба с леворукостью, эмоциональное и умственное перенапряжение. Провоцирующими факторами могут явиться сильное волнение, избыток белков в детском питании, общая слабость и неправильный режим дня, наличие других заик в ближайшем окружении ребенка.

Если замечены хотя бы некоторые признаки логоневроза, следует, в первую очередь, поставить в известность участкового врача-педиатра, который назначит посещение психотерапевта, невропатолога, логопеда. Домашняя обстановка должна быть максимально доброжелательной, спокойной. Как бы остро ни переживали родители, ребенок не должен этого чувствовать. Отнеситесь к этой проблеме так же, как отнеслись бы к обычной простуде, не говорите при ребенке о его заболевании, больше играйте с ним в скороговорки, пойте детские песенки, читайте напевные стихотворения, надувайте шарики и выдувайте мыльные пузыри, раскачивайте и слегка подбрасывайте малыша. Не ограждайте ребенка от выполнения домашних обязанностей, не выделяйте его среди других детей.

Если ребенок посещает дошкольное учреждение, врачи посоветуют некоторое время заниматься дома, а если нет такой возможности, учителям рекомендуется во время урока не понуждать заикающегося малыша к устным ответам, а опрашивать его в письменной форме.

Заикание, вызванное детским церебральным параличом, задержками умственного, психического и речевого развития наиболее трудноизлечимо, но и оно возможно при своевременном обращении к специалистам.

Занятия спортом также могут принести свою пользу, особенно плавание. Во время тренировок ребенок учится правильно дышать. У него развиваются сердце, легкие, укрепляется и восстанавливается нервная система и система кровообращения, а также мышцы лица и шеи. Детям можно завести дома кошку или собачку. Общаясь с ними, малыш не испытывает психо-эмоционального напряжения, и речь его становится более плавной. Полезными могут быть катание верхом на лошади или посещение дельфинария. Спорным остается вопрос, следует ли заике заниматься пением в музыкальной школе, так как некоторые люди заикаются при разговоре, а в процессе пения этот недостаток не проявляется. В качестве примера можно привести композитора Константина Меладзе и солистку его ансамбля «Виагра» Мишу.

Полезная литература для детей и родителей 

Вернуться на главную страницу

Введите свой e-maill адрес:

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *