Рефлексивное слушание

Рефлексивное слушание

refleksivnoe-slushanieСлова, слова, слова,… Сказанные в порыве страсти и несказанные вообще, наши постоянные домыслы. Благодаря слову можно и горы свернуть, а можно и наоборот, обессилеть, заболеть или умереть. Все зависит от того, какую информацию мы вкладываем в слова, и как именно их воспринимает и трактует наш собеседник. Отсюда возникает недопонимание между собеседниками. Иногда это доходит до абсурдных ситуаций. Рефлексивное слушание как раз и состоит из установления обратной связи между говорящим и слушателем. Именно такое слушание помогает в более правильном восприятии посланного нам сообщения. Достигается понимание с помощью дополнительных наводящих вопросов.

Информация vs интерпретация


Успех феномена общения заключается именно в том, как и каким образом, нами воспринимается информация.


Давайте, условно определим стороны общения:
– говорящий или инициатор – тот, кто начинает общение;
– слушатель (получатель)– тот, кто получает информацию (сообщение).


Инициатор общения обычно хочет донести слушателю определенную информацию. В ней обязательно присутствует определенный факт. Например «Прекрасная погода, правда?», «Сделай домашнее задание», «Будь аккуратным на дороге». Факты в сообщениях это погода, домашнее задание, дорога. Идея общения заключается в том, что нам хотят донести этот очевидный факт. И вроде все просто: «Прекрасная погода, правда?». Инициатор общения извещает о том, что погода прекрасная, а получатель делает массу эмоциональных выводов: «Ой, на улице ветер, возьми шапку» или «Может после обеда будет дождь, возьми зонтик». Таких «или» может быть очень много, хотя инициатор хотел просто донести факт: «Погода прекрасная» и все. Именно здесь и включается рефлексивное слушание. Слушатель должен внимательно услышать информацию (сообщение) и сообщить инициатору, что он его правильно понял. А инициатор должен оценить это понимание, и при необходимости внести поправки в свое сообщение.

Какие же причины нашего недопонимания или неправильного восприятия информации (сообщения)?


1. Многозначность слов. Значение слов для инициатора и получателя информации может быть разным, поэтому очень трудно установить, что именно хотел передать тот, кто использовал это слово, и как его воспримет тот, кому оно адресовано. Кроме того, и сам смысл слова может меняться. Все зависит от контекста, в котором применяется слово. Например «мне очень плохо» можно отнести как, к плохому физическому, так и моральному самочувствию. Все зависит от того, о чем шла речь до этого. Для уточнения смысла фразы можно как раз и применить технику рефлексивного слушания. Достаточно например, задать наводящий вопрос: «А что собственно вы имели в виду?» Тогда инициатор общения попробует выразить свою мысль более четкими по смыслу словами или фразами.
2. Иногда инициатор может преувеличить или наоборот преуменьшить смысл сообщения. Когда мы доносим информацию, мы зачастую преуменьшаем или преувеличиваем факт, используем многозначные выражения. Например, высказав факт «Мой шеф идиот» скорее всего не означает, что человек имеет клинический диагноз, а просто вы злитесь на своего шефа. Получателю данного сообщения, достаточно применив вышеуказанную технику, с помощью пары наводящих вопросов сделать правильные выводы.


3. Субъективность ассоциаций собеседников. За многие годы у каждого из нас накапливаются наши индивидуальные ассоциации, связанные с различными словами. Поэтому главное – нужно уметь слушать и расшифровывать смысл сообщений. Таким образом, мы тем самым даем понять, что правильно воспринимаем сообщение, или уточняем информацию, задавая направляющие вопросы.
Каждому из нас всегда приятно, когда собеседник все-таки правильно понимает поданную ему информацию. Мы всегда испытываем симпатию к тем, кто относятся к нам с пониманием. И наоборот, не хотим слышать в ответ осуждения и порицания в свою сторону. Именно благодаря технике рефлексивного слушания, мы можем проявлять позитивное влияние на отношения, которые складываются между собеседниками, и правильно услышать и трактовать все факты, которые нам доносят.

Полезная литература: Книги по психологии

Вернуться на главную страницу

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *